На главную Отправить письмо На главную
Пресса о нас
09.11.10 Molgvardia.ru Решим проблемы «Аэрофлота» вместе! 

09.11.10 Molgvardia.ru Решим проблемы «Аэрофлота» вместе!

Анастасия Мирошниченко: Решим проблемы «Аэрофлота» вместе!

Вторник, 9 Ноября, 2010>

Недавнее заявление Генерального директора ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» может вызывать двоякое впечатление. С одной стороны, руководитель авиакомпании сообщает о том, что у него проблемы с персоналом. Казалось бы, частную кадровую проблему коммерческой авиакомпании и ее менеджмента в области управления персоналом нечего и обсуждать, тем более на уровне всей страны. Если бы эта ситуация не была бы закономерностью, ожидающей остальных российских авиаперевозчиков.

Причина остановки эксплуатации воздушных судов намного глубже. Существует критический дефицит летного состава на российском рынке авиационного труда - это ключевая проблема для авиаперевозчиков. Причины такого положения: отсутствие современного рынка авиационного образования на фоне замещения отечественной техники иностранной. И решать проблемы, вызванные нехваткой пилотов, можно по-разному, есть несколько способов.

Увеличить норму часов для работающих. Из заявления господина Савельева следует, что остановка бортов и потеря прибыли кроется в отказе Минтранса узаконить увеличение годовой нормы налета для пилотов. Минтранс не принимает этот документ по причине очевидного давления со стороны профсоюза. И это логично. Пилоты сейчас летают 880 часов в год уже как норму, но только по собственному согласию. Поэтому при увеличении нормы налета часов речь не идет о чем-то сверхъестественном и губительном для здоровья пилотов. Речь идет лишь о том, чтобы узаконить действующие сейчас уже объемы летного времени. Главное, чтобы в зарплатном вопросе пилоты не были ущемлены. Эта мера при грамотном государственном подходе нужна для развития рынка авиаперевозок, но она - самый краткосрочный способ решения проблемы, которого хватит всего на пару месяцев до новогодних праздников и отпусков. Это всего лишь впрыск ограниченного объема рабочего времени у уже имеющейся и недостаточной рабочей силы, и не более.

Пустить иностранных пилотов на российский рынок - сложный по уровню лоббирования вопрос, но дающий некоторый объем новых специалистов на наш рынок труда. Самый спорный с точки зрения безопасности полетов вариант. Так как наша система организации полетов и западная очень отличаются, а особенно американская, и к привлечению иностранных пилотов мы не готовы по многим организационным вопросам. А рынок летного труда наших ближайших соседей весьма ограничен и будет защищен как работодателями, так и властями соседних государств. Хотя, бесспорно, без здоровой конкуренции на рынке летного труда безопасность полетов в неменьшей опасности. Безусловно, что перенимать западный опыт просто необходимо, особенно когда мы переходим на западный парк воздушных судов. Но привлечение иностранных пилотов должно быть четкой, выверенной и согласованной со всеми ведомствами системой. Надо точно понимать, сколько мы можем привлечь иностранных пилотов и какова должна быть длительность их контрактов, какие требования к их квалификации будут предъявляться и как контролироваться.

Решать проблему комплексно на государственном уровне. Привести систему кадрового обеспечения в порядок и в соответствие с требованиями рынка и современной экономикой. Недавно МГЕР сделал предложение Министерству транспорта РФ создавать совместно комплексную программу кадрового обеспечения отрасли. Министерство транспорта РФ заинтересовалось предложением, и мы начали обсуждение с Россавиацией концепции этой программы. В рамках этой работы мы предложили поэтапно решать задачу формирования системы кадрового обеспечения следующим образом в общих чертах:

1. Заниматься привлечением молодежи в отрасль.

2. Улучшать инфраструктуру учебных заведений, приводить образовательные стандарты в соответствие с западными стандартами, по которым эксплуатируется иностранная техника, привлекать средства на рынок авиационного образования, перейти к рыночной экономике в авиационном образовании и запустить частное кредитование для всех желающих получить авиационное образование.

3. За этот время, пока все будет перестраиваться, привлекать летный и технический состав из других ведомств - сокращаемых авиационных специалистов из вооруженных сил, из рядов МВД, из спортивной авиации, что уже в этом году может решить проблему Аэрофлота. Савельев заявил, что 18 пилотов ушло в отпуск до конца года. Предлагаемые нами меры в том числе и Аэрофлоту уже в этом году могли помочь решить, пусть и временно, проблему дефицита летного состава. Если бы Аэрофлот вовремя откликнулся, это заняло бы 3-5 месяцев.

Надо отметить, что оптимальным на сегодня было бы (если не говорить о долгосрочных планах) решение проблемы неэффективной системы распределения рабочего времени пилотов в РФ. Есть три составляющих работы пилота: летное время, полетное время и рабочее время пилотов. Они отличаются в России от упоминаемых американских и западных стандартов тем, что в США или в Арабских Эмиратах пилот тратит 15 минут на подготовку к полету и делает это дистанционно, порой даже дома за компьютером, получая задание. А российские пилоты должны тратить на все эти процедуры не менее часа. И это рабочее время тоже отнимает ресурс. И было бы здорово, если бы руководитель ведущей российской авиакомпании, например, собрал бы рабочую группу совместно с Минтрансом для работы над изменениями наших федеральных авиационных правил. И эти изменения сделали бы существующую систему затрат рабочего времени более современной и соответствующей западным стандартам. В эти меры уже включить узаконивание 900 часовой годовой нормы. Тогда это помогло бы и самим пилотам, и особенно региональным перевозчикам, которые летают на коротких расстояниях, где в полете тратят только час времени, а часа три на подготовку и рабочие моменты на земле.

Но даже эта работа не решит проблемы в корне, это скорее вопрос оптимизации временных затрат труда летного состава, но не решение вопроса нехватки пилотов. Это поможет авиаперевозчикам с эффективным использованием рабочего ресурса, но не отсрочит кадровый кризис и полный провал системы кадрового обеспечения, если мы в ближайшее время не начнем ее модернизацию.

Со своей стороны как руководитель проекта МГЕР «Молодая авиация» я считаю необходимым обратиться к Генеральному директору ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» господину Савельеву с предложением помощи в решении кадровых задач и сотрудничества в рамках проекта. Пока хотя бы на уровне комплексного привлечения действующих пилотов из других ведомств, пилотов с перерывом в летной работе и специалистов, имеющих инженерное авиационное образование. А также с целью взаимодействия с ведущим российским авиаперевозчиком по формированию концептуальных задач программы кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли до 2020 года. Данное обращение и ответ на него будут опубликованы на сайте МГЕР.

 

http://www.molgvardia.ru/mg/2010/11/09/20580

 



© 2005-2011 ‹‹АвиаПерсонал››