На главную Отправить письмо На главную
Рекрутмент
Модернизация авиации – дело молодежи! 

Анастасия Мирошниченко: Модернизация авиации – дело молодежи!

Вторник, 8 Июня, 2010 - 16:05 

Встреча президента с активом «Единой России», которая прошла 28 мая в подмосковных Горках заставила по-новому взглянуть на многие проблемы. Основным направлением действий президент определил модернизацию экономики и необходимость инновационного мышления. Однако без обновления кадров эта задача становиться трудно выполнимой. И как подтверждение этому в завершении встречи  прозвучала фраза: «обратите внимание на кадры!». Кадровый вопрос справедливо, на мой взгляд, ставится во главу угла, ведь модернизация экономики любой отрасли начинается с кадров. Очевидно, что главную роль в этом  деле должна играть молодежь.

В первую очередь, я спроецировала  эту задачу президента на гражданскую авиацию, поскольку   авиатранспортная отрасль сегодня - одна из лидирующих по количеству и масштабности кадровых проблем. Вы можете  представить, что произойдет,  если мы больше не сможем использовать воздушный транспорт для своих поездок?

Гражданская авиация выполняет  важнейшую стратегическую  функцию, она объединяет колоссальные пространства страны. Решает вопросы транспортной доступности и управляемости государства. Вдумайтесь, 60% территории нашей страны доступны исключительно с помощью воздушного транспорта. На этой территории проживает около 15% населения. Для этих людей  авиационное сообщение единственный способ воспользоваться своим конституционным  правом на свободу передвижения, закрепленного в 27 статье Конституции  Российской Федерации. Другими словами, гражданская авиация тоже  выступает  гарантом Конституции. Можно решить вопросы инфраструктуры, построить новые самолеты или купить их за границей, это, в конце концов, решается с помощью денег. Но, концентрируя внимание лишь на технике, мы не снижаем риска остаться без гражданской авиации  в будущем.  

Ключевая проблема всей отрасли в ее невиданном,  по мнению международных экспертов,  старении летного и инженерно-технического состава. Менее 10% на сегодня среди летного состава составляют молодые люди. Около 24% -  пилоты старше 50-ти лет. Сегодня государственная политика в области гражданской авиации сосредоточена на стратегии развития российского авиапрома. Авиапром разработал и утвердил программу своего развития и обновления кадров. Если программа будет успешно реализовываться, то строить самолеты будет кому, а вот кто будет на них летать?

Многие годы казалось, что кадровый резерв пилотов и авиатехников, полученный из советского прошлого неисчерпаем. Это - следствие практически пятикратного сокращения объемов авиаперевозок в стране. Сегодня массовая замена авиационной техники и модернизация аэропортовой инфраструктуры, а также стабильный рост объемов, привели к тотальному дефициту авиационных кадров. Причем кадровый кризис в авиационных специалистах затронул все страны мира. По оценке Международной ассоциации авиационных перевозчиков (IATA) в связи с повышенной мировой потребностью в авиационных кадрах необходимо, чтобы в отрасль каждый год вливались минимум 17 000 новых пилотов.

На рисунке приведены данные общемировой потребности в пилотах в период 2006-2026 гг., предоставленные компанией Boeing. Цифры отражают реальную потребность в пилотах с учетом их ухода на пенсию и роста парка ВС в период 2006-2026 гг.

Прогноз не распространяется на: корпоративную авиацию, чартерные авиакомпании, учебные полеты, турбовинтовые ВС, полеты изготовителей ВС и оборудования, полеты представителей органов власти и т.д., которые в России занимают достаточно весомый объем перевозок.

Профессия пилота сегодня, как и раньше, одна из наиболее высокооплачиваемых. Средняя заработная плата командира воздушного судна Boeing или Airbus в России составляет около 180 000 рублей в месяц, к тому же обеспечены все социальные льготы, постоянный контроль за здоровьем, страховка и прочие преимущества. Почему же так мало молодых людей идет сегодня в пилоты?

Авиационные власти и авиаперевозчики перекладывают ответственность за привлечения молодежи в отрасль друг на друга. Коммерция авиаперевозчиков, особенно, работающих на рынке low-cost, не предусматривает лишних затрат, и вопрос получения опытных кадров решается примитивнейшим образом - переманиваем друг у друга, с помощью повышения зарплат.

Да, временно финансовый кризис и банкротство нескольких крупных авиакомпаний «накормили» рынок квалифицированными кадрами, которые можно переманивать. Но уже в следующем году у некоторых гигантов авиатранспортной отрасли из-за дефицита командиров под вопросом окажется эксплуатация новых воздушных судов. Единственный выход в таком случае для авиакомпаний - обратится в Госдуму с требованием изменить Воздушный кодекс и открыть рынок для иностранных пилотов, ссылаясь на то, что это - быстрое и эффективное решение дефицита. Если в России начнется авиационное движение в пользу иностранных пилотов, это, во-первых, будет означать, что власти, авиаперевозчики и учебные заведения не договорились, а во-вторых, что наша система подготовки авиационных специалистов будет откинута на несколько лет назад или вообще исчезнет, не говоря уже о вопросе привлечении молодежи в отрасль.

В то время пока мы обсуждаем проблему дефицита летного состава на всех уровнях власти и хотим закрыть его иностранными пилотам,  идет сокращение летчиков из рядов вооруженных сил. Молодые и здоровые они уходят в другие сферы, потому что денег выделяемых государством на их переучивание хватает максимум на то, чтобы освоить специальность слесаря или механика. И не многие из них могут переучиться на гражданские типы воздушных судов за свой счет. А это ведь - огромный кадровый ресурс, который всегда считался элитным. Кроме того, есть еще и те пилоты, которые ушли в другие профессиональные сферы и хотят вернуться в авиацию.

Самую серьезную проблему создает отсутствие инструкторов и этой проблемой комплексно сегодня никто не занимается. Даже, если начнется наплыв юношей и девушек в авиационные учебные заведения, то обучать их все равно будет некому и не на чем. Учебной техники почти нет, аэроклубы не развиваются, научный потенциал в области авиационного образования тоже утрачен.   

Если с авиапромом мы понимаем что лучший момент для становления упустили, то зачем же мы и рынок авиационного образования отдаем?

Сотни миллионов долларов ежегодно переводят наши авиакомпании на счета зарубежных учебных центров, обучая там наших специалистов. Получается, что сдерживать развитие авиационного образования в России выгодно. Иностранная техника уже более чем на 70% присутствует в России, под нажимом кадрового дефицита решится вопрос присутствия иностранных пилотов и все готово для прихода на наш внутренний рынок иностранных авиакомпаний под российским флагом - «дочек» крупнейших зарубежных.

Последние 8 лет я посвятила развитию рынка труда авиационного персонала, трудоустройству и обучению авиационных специалистов и уверена, что мы не имеем права отдать инициативу в авиационном образовании Западу. Мы вполне конкурентоспособны и можем готовить пилотов не только для себя, но и для стран СНГ и Азии.

Что же мешает сделать авиационное образование и российских пилотов - гордостью нашей страны, нашим национальным достоянием?

Прежде всего, авиапредприятиям, являющимся работодателями, учебным заведениям, как производителям кадрового ресурса и молодежи нужен чуткий к потребностям каждого посредник. Вся наша система подготовки кадров застыла в прошлом веке и уже не способна удовлетворить развивающийся рынок авиаперевозок. Использование передовых технологий, современной техники и методики обучения, а также создание  стимулов привлечения молодых кадров  должны стать основой государственной политики в этом направлении.

Невозможно провести модернизацию отрасли основываясь на профессионалах,  получивших образование 30-40 лет назад. Необходимо использовать их опыт и знания для подготовки нового поколения специалистов. 

Для решения такого комплекса задач необходима государственная программа кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли и привлечения молодежи в отрасль.

Год назад с рекомендацией о создании подобной программы в Минтранс РФ обращались: Совет Федерации, Госдума и Межгосударственный Авиационный Комитет, после проведения семинара по безопасности полетов с участием Всемирного фонда безопасности полетов и представителей авиационных властей стран СНГ.

Сегодня любое промедление в решении кадрового вопроса авиации означает: потерю государственных позиций и целого рынка с рабочими местами, мировых позиций в качестве авиационной державы,  урон не только для авиации, но и для всей экономики России,  снижение безопасности полетов и транспортной доступности населения.

Осознавая это, активисты МГЕР решили объединить усилия и разработали концепцию деятельности по привлечению молодежи в авиатранспортную отрасль и развитию системы кадрового обеспечения.  Мы видим свою миссию в формировании нового поколения авиационных специалистов, патриотов и настоящих профессионалов. Наши пилоты должны быть национальным достоянием, чтобы для молодых людей было модно и очень престижно работать в гражданской авиации. А для этого придется проводить модернизацию системы подготовки авиационных кадров, создавать систему кредитования авиационного образования, привлекать инвестиции в обеспечение материально-технической базы, стимулировать развитие инноваций и научной мысли в области авиации, развивать аэроклубы и работать со средними школами, воссоздавая образ гражданской авиации России и престижности авиационных профессий. Кроме того мы считаем, что необходимо законодательно закрепить выделение государством средств для обучения на гражданский тип воздушного судна уходящих в запас молодых военных летчиков, при их хороших профессиональных показателях. Это позволит привлекать юношей к службе в военно-воздушных войсках, повысить интерес к военной службе и не потерять при сокращении хороших специалистов. 

Актив «Молодой Гвардии» готов предоставить на рассмотрение руководству правящей партии и в высшие органы государственной власти наше видение и концепцию привлечения молодежи в гражданскую авиацию и развития системы кадрового обеспечения отрасли.

Озвученный Президентом путь на модернизацию экономики невозможно реализовать без кадровой модернизации и авиация не может быть исключением. Я искренне верю в то, что с приходом нового поколения кадров в отрасль измениться и подход к системе ее регулирования, авиация обретет новое лицо. Будущее авиации России за молодежью.

Анастасия Мирошниченко,
генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал», активист МГЕР, руководитель проекта «Молодая Авиация»  

 



© 2005-2011 ‹‹АвиаПерсонал››